Несколько фактов:
1. Текущий счет Еврозоны вполне сбалансирован, а это значит, что у
нее есть ресурсы, необходимые для решения своих проблем, связанных с
государственными финансами. В этом отношении Еврозона выгодно отличается от других крупных валютных областей, таких как США, или Великобритании, которые страдают от дефицитов и, следовательно, зависят от притока капиталов. С фискальной политикой в Еврозоне тоже все хорошо. У нее небольшой фискальный дефицит, намного ниже, чем в США (4% в Еврозоне против почти 10% в США). 2. Девальвация
валюты - еще один признак слабости, предвещающий скорое падение
Еврозоны?. Но, опять-таки, к Еврозоне это не относится: инфляция здесь остается довольно низкой, ниже чем в США и Великобритании. Более того, ничто не предвещает ее роста, поскольку требования о повышении заработной платы невелики, а ЕЦБ избавлен от необходимости финансировать дефициты, поскольку они незначительны и, согласно прогнозам, исчезнут в течение ближайших нескольких лет. Рефинансирование гос. долгов не ведет к росту инфляции, поскольку не создает новой покупательской способности.
3. ЕЦБ - это лишь звено между экономными и осмотрительными немцами и остальными правительствами. 4. Экономика Еврозоны катится к рецессии?, - на самом деле, все не так уж плохо. За последние 10 лет по росту ВВП на душу населения Еврозона не отставала от США.
И, основная беда Еврозоны: кризис развивается от плохого к худшему, поскольку европейские политики обладают безграничными талантами портить даже самую благоприятную ситуацию. Основная проблема Еврозоны
заключается во внутреннем распределении сбережений и финансовых
инвестиций: несмотря на то, что у Еврозоны есть сбережения для
финансирования всех своих дефицитов, некоторые страны находятся на
грани дефолта, потому что эти самые сбережения не покидают родные территории, к северу от Альпийских хребтов. Жители северных стран не желают финансировать своих южных соседей: Италию, Испанию и Грецию.
Именно поэтому премия за риск по итальянским облигациям, а также
облигациям других стран на юге Европы держится на уровне 450-500
базисных пунктов, тогда как немецкое правительство может выпускать
краткосрочные облигации практически под нулевой процент. Отказ северных стран инвестировать в экономику периферии - вот корень проблемы.
|